Марк Твен "Касаясь евреев".
"Если статистика верна, евреи составляют не более процента человечества.
Это наводит на мысль о почти невидимом комочке звездной пыли, затерявшемся в ярком свете Млечного Пути. О евреях, собственно, и слышно-то не должно быть, но они дают о себе знать, о них мы слышали и продолжаем слышать. Они выделяются в среде любого народа, их место в экономике, их значимость неизмеримо выше места и значения любого другого столь же малого народа. Их доля в списке великих имен мирового масштаба в литературе, науке, искусстве, музыке, финансовой деятельности, медицине, новейших открытиях не пропорциональна доле евреев среди других народов, она намного обширней и богаче.
Они, евреи, во все времена - в схватке, в сражении с целым миром, и в этой схватке они могут надеяться только на себя, так как никто их не поддержит. И они сражаются не на жизнь, а на смерть, и их можно простить, какие бы средства в этой борьбе они ни использовали. Египтяне, вавилоняне, персы создавали мировые державы, всей планете торжественно и шумно заявляли о своем могуществе, затем таяли, словно дым, и умирали; греки и римляне наследовали их громкую славу и тоже ушли в небытие; другие народы возникали, на время высоко поднимали пылающий свой факел, но он сгорал, оставляя лишь искорки, а подчас и они сгорали. Евреи видели их всех, и сейчас они такие же, какими были всегда: на протяжении веков не знающие упадка или немощи; никогда, так же, как и теперь, не ослаблялось их влияние, их роль в жизни народов, среди которых жили они, не убывала их энергия, мобильность и острота ума.
Все в мире смертно, но не евреи".
Как получилось, что еврейский народ расселился по Европе?
Когда появились первые евреи в Вене?
Было ли в Вене еврейское гетто?
Откуда пошёл такой сильный антисимизм в Европе?
Почему именно в 19 веке антисимизм достиг своего пика?
Вряд ли какой-либо другой город в Европе имеет такую тесную связь между историей сограждан с еврейскими корнями и превращением мегаполиса в расцвет науки и искусства, как Вена. До хрустальной ночи в Вене действовала еврейская община с десятками синагог и молитвенных домов. Антисемитизм, получивший широкое распространение в Европе, стал основой для расового фанатизма и террора со стороны нацистов. Сразу же после оккупации Австрии германским вермахтом это стало основной идеей нового политического руководства. В результате 140 000 австрийцев были вынуждены бежать по расовым причинам. 65 000 человек, которые больше не могли бежать, были убиты. Вот уже несколько лет еврейская повседневная жизнь снова появляется на улицах Вены. Особенно во 2-м районе Вены, где также находятся еврейские школы и социальные учреждения, в настоящее время существует растущая еврейская община и богатая еврейская инфраструктура.
Экскурсия по еврейской Вене ведет мимо самых важных мемориальных мест еврейской общины в центральных районах: от городской синагоги еврейской общины до Архива документации австрийского сопротивления, от бывшего здания гестапо и до Еврейского музея, и мемориала Шоа на Юденплац. Я расскажу Вам об уникльных деятелях культуры, науки, публицистики этого великого народа, проживающие когда-то и сейчас в Вене. Сложно сейчас представить это город без таких известных во всём мире имён как: Густав Малер, Арнольд Шёнберг, Зигмунд Фрейд, Стефан Цвейг, Фриденсрайх Хундертвассер и очень многие другие.
Центральным местом еврейской общины в Вене считается Юденплац с мемориалом Шоа художницы Рэйчел Уайтред. Именно по инициативе Симона Визенталя был открыт памятник жертвам Холокоста. Он представляет железобетонный куб, внешние поверхности которого смоделированы в виде библиотечных стен, повернутых наружу. Названия мест, где погибли австрийские евреи во время нацистского режима, записаны на фризах пола вокруг мемориала. Мемориал тесно связан информационым пространством о Холокосте, которое было создано благодаря архиву австрийского сопротивления и располагается на первом этаже дома Мизрахи. Здесь задокументированы имена, даты жизни 65 000 евреев, а также обстоятельства, которые привели к их преследованию и убийству. Площадь Юденплац уникальное место памяти в Вене. Оно сочетает в себе не только памятник жертвам Холокоста, но и раскопки средневековой синагоги, а также музей средневековой культуры иудаизма. Еще один мемориал против войны и фашизма находится недалеко от Юденплац, на площади Альбертина. Вторая фигура этого памятника Альфреда Хрдлички изображает «Еврея на коленях моющего улицы». Весь мемориал является важным знаком против разрушительной силы расизма тогда и сейчас.
В Вене есть ещё один Еврейский музей, который представляет собой открытые двери, место взаимодействия с еврейской историей, религией и культурой, с памятью предков и с предметами их пользования, начиная со Средневековья и до наших дней. Он удивляет новыми взглядами на иудаизм и приглашает к диалогу людей всех культур и поколений, побуждает их задавать вопросы и участвовать в творческом процессе. В экспозиционных залах музея представлены коллекции и помещены в исторический контекст - с мест, откуда происходят предметы, синагог или коллекционеров, таких как Макс Бергер или Мартин Шлафф. Студийное пространство Еврейского музея – это не только мастерская, но и выставочное пространство. Ритуалы в еврейской жизни изображены здесь с помощью музейных, а также бытовых предметов.
Я очень советую моим гостям, которые интересуются историей, культурой и бытом еврейского народа, посетить этот музей самостоятельно по адресу: